Подростковый возраст начинается примерно с 10 — 11, а завершается к 16 – 17 годам. Это, пожалуй, наиболее ответственный и сложный из возрастов, учитывая задачи, которые приходится решать человеку в этот период.
Можно условно выделить 5 характеристик переходного возраста:
Новые способности. В этом возрасте стремительно формируются самосознание и рефлексия (способность понимать собственный душевный мир). Мышление становится более сложным, гибким, растет креативность.
Новое тело. В подростковом возрасте тело человека стремительно меняется, превращаясь из детского во взрослое.
Новые отношения. Появление новых объектов любви, отличных от родителей (чаще всего — это ровесники другого пола).
Сепарация (отделение). Новые потребности и желания подростков не могут более удовлетворяться в семье. Поэтому естественным образом происходит сепарация подростков от родителей и их обращение к новым объектам и ситуациям внешнего мира (поиск любовных отношений, профессиональное самоопределение, хобби).
Идентичность (чувство «Я»). Идентичность — способность переживать себя отдельной, целостной личностью, принадлежащей к определенной половой, социальной, профессиональной или семейной общности. Подростковый возраст — период активного формирования чувства «Я».
Проблемы подростков, связанные с этими изменениями:
Стремительные психические и физические изменения всегда сопряжены с внутренними конфликтами, которые всегда выражаются внешним образом. Подростки в очень разной степени готовы ко всем этим изменениям — трансформации тела, появлению влечения, отделению от родителей. В разной степени могут они ответить на вызов со стороны общества к их способностям, самостоятельности. Они недостаточно чувствуют свои ограничения, у них не хватает опыта для оценки разных ситуаций, но они уже не готовы быть во всем зависимыми от родителей и принимать их слова на веру.
А родители…
Родители подвергаются серьезному испытанию в этот период. Конфликты детей соответствуют конфликтному отношению родителей к разным аспектам взросления. Родители нередко сопротивляются отделению, неоправданно инфантилизируя ребенка, т.е. ненамеренно не «выпускают» его из детского возраста. Им непросто бывает увидеть во вчерашнем ребенке девушку или юношу. Взрослые иногда оказываются неподготовленными к агрессии и провокациям со стороны детей, отвечая в ответ только собственной агрессией и раздражением